Экзамен в ГАИ Республики Беларусь: правила приема и список документов

О порядке приема квалификационных экзаменов на получение права управления механическими транспортными средствами в редакции постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь 07.04.2008 № 107 (сайт ГАИ ГУВД Мингорисполкома http://guvd.gov.by)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПРИЕМ ЭКЗАМЕНОВ
ГЛАВА 3. ВЕДЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение о порядке приема квалификационных экзаменов на получение права управления механическими транспортными средствами (далее — Положение) устанавливает единый и обязательный для исполнения на территории Республики Беларусь порядок приема квалификационных экзаменов (далее — экзамены) на получение права управления механическими транспортными средствами (далее — транспортные средства). По результатам сдачи квалификационных экзаменов выдаются водительское удостоверение и талон к нему установленного образца.

2. Водительские удостоверения предоставляют право управления следующими категориями транспортных средств:
  • «А» — мотоциклами;
  • «В» — автомобилями, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
  • «С» — автомобилями, предназначенными для перевозки грузов, технически допустимая общая масса которых превышает 3500 килограммов;
  • «D» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  • «Е» — составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий;
  • «Трамвай» — трамваями;
  • «Троллейбус» — троллейбусами.
Водителям транспортных средств категорий «В», «С» и «D» разрешается управлять указанными транспортными средствами и при наличии прицепа, технически допустимая общая масса, которого не превышает 750 килограммов.

Для управления транспортными средствами категорий «В», «С» и «D» с прицепами, технически допустимая общая масса которых более 750 килограммов, а также сочлененными автобусами водитель обязан иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку в категории «Е», а для управления сочлененным троллейбусом — водительское удостоверение с отметкой о праве управления троллейбусом и свидетельство классной квалификации не ниже второго класса.

3. Прием экзаменов, выдача и обмен водительских удостоверений осуществляются экзаменационными подразделениями управления Государственной автомобильной инспекции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, межрайонными регистрационно-экзаменационными подразделениями Государственной автомобильной инспекции отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) (далее — РЭП).

4. Срок действия водительского удостоверения ограничивается десятью годами со дня вы­дачи, после чего оно считается недействительным и подлежит замене.

Водительские удостоверения образца Министерства внутренних дел Союза Советских Социалистических Республик (далее — МВД СССР), выданные на территории республик бывшего Союза Советских Социалистических Республик (далее — СССР), в которых не указан срок действия, считаются бессрочными и подлежат обмену по желанию владельца.

5. Водительское удостоверение без талона к водительскому удостоверению считается недействительным.

6. Гражданам Республики Беларусь разрешается иметь только одно национальное водительское удостоверение, выдаваемое в Республике Беларусь.

7. Для получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами необходимо пройти подготовку (переподготовку) в учебных организациях, прошедших обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее — учебные организации), и сдать квалификационные экзамены на получение права управления механическими транспортными средствами.

Документом, подтверждающим прохождение водителем подготовки (переподготовки), является свидетельство установленной формы о прохождении подготовки водителя, в том числе и свидетельство об окончании обучения в учебных организациях, распложенных на территории стран Содружеств Независимых Государств, подписанное должностными лицами (с указанием должности, фамилии) и заверенное печатями РЭП, в зоне обслуживания, которых находится или находилась указанная организация.

8. Категория транспортных средств «В» является высшей по отношению к категории «А», категория «С» — высшей по отношению к категориям «А» и «В», категория «D» — высшей по отношению к категориям «А», «В» и «С».

9. При наличии водительского удостоверения с отметкой о разрешении управлять транспортными средствами высшей категории дополнительной подготовки на низшую категорию не требуется. В этих случаях принимается практический экзамен на испрашиваемую категорию транспортных средств. Также не требуется дополнительной подготовки для лиц, имеющих водительское удостоверение (удостоверение тракториста-машиниста) на право управления троллейбусом, трамваем, колесными тракторами и желающих получить водительское удостоверение категорий «А» и (или) «В». В этих случаях сдаются теоретический и практический экзамены.

10. Лица, прошедшие подготовку на получение водительского удостоверения категории «С» и успешно сдавшие теоретический и практический экзамены на право управления транспортными средствами этой категории, по их желанию допускаются к сдаче практического экзамена на право управления транспортными средствами категории «А» и (или) «В» для одновременного открытия в водительском удостоверении категорий «А», «В», «С».

Лица, прошедшие подготовку на получение водительского удостоверения категории «В» и успешно сдавшие теоретический и практический экзамены на право управления транспортными средствами этой категории, по их желанию допускаются к сдаче практического экзамена на право управления мотоциклами для одновременного открытия в водительском удостоверении категорий «А» и «В», а прошедшие переподготовку с категории «В» на «Д» и успешно сдавшие практический экзамен на право управления транспортными средствами категории «Д» допускаются по их желанию к сдаче практического экзамена на право управления транспортными средствами категории «С».

11. Лица, окончившие учреждения, обеспечивающие получение высшего или среднего специального образования, программами подготовки которых предусмотрено изучение устройства и эксплуатации автомобилей, допускаются к сдаче экзаменов на получение водительских удостоверений категорий «А» и (или) «В» без дополнительного обучения, а лица, окончившие такие учреждения образования по автомобильным специальностям, допускаются без дополнительного обучения к сдаче экзаменов на получение водительских удостоверений категорий «А», «В» и «С».

В этом случае основанием для допуска к сдаче экзаменов являются заверенная копия диплома об окончании учреждения образования с приложением к нему.

12. Лица, проживающие в населенных пунктах, в которых отсутствуют учебные организации, с разрешения начальника РЭП могут быть допущены к сдаче экзаменов на получение права управления транспортными средствами категории «А» в порядке самоподготовки.

В случаях, когда граждане по роду своей деятельности или в силу других обстоятельств не могут посещать занятия в учебных организациях, допуск к сдаче экзаменов на получение водительских удостоверений категории «В» может осуществляться после предварительной проверки территориальными РЭП знаний Правил дорожного движения (далее — ПДД) и навыков управления транспортными средствами на основании заключения управления Государственной автомобильной инспекции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета (далее — УГАИ ГУВД Мингорисполкома), управлений Государственной автомобильной инспекции управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее — УГАИ УВД облисполкомов), утвержденного управлением Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — УГАИ МВД).

13. Прием экзаменов, выдача и обмен водительских удостоверений осуществляется РЭП по месту жительства граждан либо по месту пребывания в случаях, если граждане в соответствии с законодательством обязаны быть зарегистрированы по месту пребывания (далее — место регистрации). Допускается прием экзаменов в РЭП по месту нахождения учебной организации, в которой лицо прошло обучение. Лицу, успешно сдавшему как теоретический, так и практические экзамены в РЭП по месту нахождения учебной организации, в этом же РЭП выдаётся водительское удостоверение.

Военнослужащим срочной службы, курсантам учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям военного профиля, гражданам, направленным на учебу военными комиссариатами (далее — военкоматами), а также учащимся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, прием экзаменов и выдача водительских удостоверений могут осуществляться по месту их обучения.

14. Водительские удостоверения выдаются:
  • на право управления транспортными средствами, относящимися к категориям «А», «В», «С», — лицам, сдавшим в РЭП теоретический и практический экзамены;
  • на право управления трамваем или троллейбусом — лицам, сдавшим теоретический экза­мен в РЭП и практический экзамен квалификационным комиссиям организаций городского электрического транспорта;
  • в случае переподготовки на право управления транспортными средствами категорий «С», «D», «Е» — лицам, сдавшим в РЭП практический экзамен.
15. Выдача, обмен и возврат водительских удостоверений осуществляются по заявлениям граждан согласно приложению 1 в порядке, определенном перечнем административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 44,1/7344; 2007 г. № 222, 1/8854).

16. Обмен водительского удостоверения и талона к нему производится в случаях:
  • перемены фамилии, имени, отчества;
  • установления неточностей в записях;
  • непригодности для пользования;
  • истечения срока действия;
  • по желанию владельца.
17. При утрате водительского удостоверения Республики Беларусь, а также водительского удостоверения образца МВД СССР, выданного на территории республик бывшего СССР, выдается временное разрешение на право управления механическим транспортным средством (далее — временное разрешение), которое действительно в течение одного месяца со дня выдачи. По истечении указанного срока выдается новое водительское удостоверение с отметкой «Дубликат» без сдачи экзаменов.

При необходимости дубликаты водительских документов могут быть выданы до истечения месячного срока по решению начальника РЭП, а также должностных лиц УГАИ МВД, УГАИ ГУВД Мингорисполкома, УГАИ УВД облисполкомов, в обязанности которых входит контроль за деятельностью РЭП.

При утрате талона к водительскому удостоверению выдача нового осуществляется без сдачи экзаменов.

Дубликаты взамен утраченных иностранных (выданных не на территории Республики Беларусь, за исключением водительских удостоверений образца МВД СССР) водительских удостоверений не выдаются.

18. Водительские удостоверения, выданные компетентными органами иностранных государств, действительны на территории Республики Беларусь в течение трех месяцев с даты въезда лица в Республику Беларусь. После этого срока владелец иностранного водительского удостоверения для получения права управления транспортными средствами на территории Республики Беларусь обязан получить в РЭП водительское удостоверение Республики Беларусь. Данное требование распространяется и на владельцев иностранных водительских удостоверений, являющихся гражданами Республики Беларусь.

Если иностранный гражданин, либо лицо без гражданства получили в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, им выдается водительское удостоверение, срок действия которого ограничен сроком действия разрешения на временное проживание. Иностранное водительское удостоверение при этом возвращается владельцу.

Если иностранный гражданин, либо лицо без гражданства получили в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, им выдается водительское удостоверение, срок действия которого определяется пунктом 4 настоящего Положения. Иностранное водительское удостоверение при этом изымается.
назад к списку  

ГЛАВА 2

ПРИЕМ ЭКЗАМЕНОВ
19. Прием теоретического и практического экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «С», «В» и «Е», а также прием теоретического экзамена на право управления трамваями и троллейбусами проводится экзаменационными комиссиями РЭП (далее — комиссии), создаваемыми УГАИ ГУВД Мингорисполкома, УТАИ УВД облисполкомов, в составе не менее двух человек.

Теоретические экзамены могут принимать сотрудники УГАИ МВД, УТАИ ГУВД Мингорисполкома и УГАИ УВД облисполкомов, в обязанности которых входит контроль за деятельностью РЭП, а практические — вышеназванные сотрудники, имеющие водительские удостоверения соответствующих категорий и стаж управления транспортным средством не менее трех лет.

20. Персональный состав комиссии утверждается начальником УГАИ ГУВД Мингорисполкома, УГАИ УВД облисполкомов и может изменяться по его распоряжению.

Председатель комиссии и его заместитель назначаются распоряжением начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома и УГАИ УВД облисполкомов. К работе комиссии могут привлекаться:
  • сотрудники РЭП, имеющие высшее или среднее специальное образование по автомобильной специальности, а также водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами тех категорий, по которым будет проводиться экзамен (за исключением категорий «А», «Трамвай», «Троллейбус»), и стаж управления не менее трех лет;
  • сотрудники УГАИ МВД, УГАИ ГУВД Мингорисполкома, УГАИ УВД облисполкомов, в обязанности которых входит контроль за деятельностью РЭП;
  • представители Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, органов исполнительной власти, организаций государственной формы собственности, Белорусского общества автомотолюбителей, добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета;
  • представители учебных организаций, выпускники которых в этот день не сдают экзамены.
Для участия в работе комиссии перечисленных выше лиц, за исключением сотрудников РЭП, ежемесячно составляется график, утверждаемый начальником РЭП.

На экзаменах могут присутствовать представители учебных организаций, выпускники которых экзаменуются.

21. Учебные организации не позднее 10 дней после начала занятий согласовывают в РЭП дату и место сдачи экзаменов, а также представляют для регистрации списки учащихся групп с указанием фамилий, имен, отчеств, дат и мест рождения, мест регистрации.

22. Экзамены проводятся поэтапно: вначале — теоретический, затем — практический.

Положительная оценка по теоретическому экзамену считается действительной в течение трех месяцев, по истечении которых экзамен назначается вновь.

23. Лица, не сдавшие теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускаются. Повторный теоретический и практический экзамены назначаются не ранее чем через шесть дней, не считая день предыдущего экзамена.

24. Лица, подготовившиеся самостоятельно к сдаче экзаменов и не сдавшие теоретический или практический экзамен три раза, в дальнейшем к экзаменам в РЭП допускаются после прохождения обучения по соответствующим программам подготовки (переподготовки) водителей механических транспортных средств в учебных организациях.

25. Апелляция по итогам сдачи экзаменов с обоснованием причин несогласия с решением комиссии вносится в письменной форме на имя председателя комиссии в десятидневный срок со дня получения результата и рассматривается в пятидневный срок с момента ее подачи.

По итогам рассмотрения апелляции экзаменуемый уведомляется о принятом решении в письменной форме. В случае согласия с доводами экзаменуемого и назначения его на пересдачу экзамена в его проведении в обязательном порядке участвует председатель комиссии и должностное лицо, не являющееся членом комиссии, но обладающее необходимым профессиональным уровнем. Повторный экзамен назначается не ранее чем через семь дней, не считая день предыдущего экзамена.

Апелляция экзаменуемого по итогам пересдачи экзамена к рассмотрению не принимается.

26. Если в представленной справке о годности к управлению механическими транспортными средствами или справке о годности инвалида к вождению автомобиля (далее — медицинская справка) установлены ограничения на право управления транспортными средствами отдельных категорий, в выдаваемом водительском удостоверении разрешающие отметки на право управления ими не проставляются.

Восстановление разрешающих отметок производится в установленном порядке без сдачи экзаменов.
назад к списку  

ГЛАВА 3

ВЕДЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
27. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются водительское удостоверение и талон к нему, серии и номера которых указываются в книге протоколов и выдачи водительских удостоверений согласно приложению 2.

28. Сведения о результатах сдачи экзаменов заносятся в протокол согласно приложению 3.

29. Водительские удостоверения заполняются буквами русского алфавита и дублируются буквами латинского алфавита (отчество владельца не дублируется). Талон к водительскому удостоверению заполняется буквами русского алфавита. Серия и номер талона к водительскому удостоверению в водительском удостоверении не проставляются.

По желанию владельца водительское удостоверение и талон к водительскому удостоверению может заполняться буквами белорусского алфавита.

30. При выдаче водительского удостоверения лицам, имеющим ограничения в сроках медицинского переосвидетельствования, в графе «Особые отметки» производится запись: «Без медицинской справки недействительно». В этой же графе могут отмечаться и другие ограничения и предписания.

31. При выдаче водительского удостоверения, дающего право управления трамваем, троллейбусом, в графе «Особые отметки» проставляется штамп с надписями, соответствующими указанным категориям транспортных средств. Штамп проставляется и в талоне к водительскому удостоверению.

32. При выдаче водительского удостоверения лицам, годным к управлению транспортными средствами с ручным управлением, в графе «Особые отметки» проставляется штамп «С ручным управлением».

33. Допуск лиц к сдаче квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами, а также выдача водительских удостоверений на право управления транспортным средством соответствующей категории осуществляется лицам, достигшим возраста:
  • шестнадцать лет — для категории "А" с рабочим объемом двигателя до 500 кубических сантиметров;
  • восемнадцать лет — для категории "А" с рабочим объемом двигателя более 500 кубических сантиметров, категорий "В" и "С";
  • двадцать один год — для категории "D", "Е", "Трамвай", "Троллейбус".
К сдаче квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами категорий "В" и "С" допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях образования, основными образовательными планами которых предусмотрена подготовка водителей транспортных средств, а также лица, направленные на обучение военкоматами.

34. При замене водительского удостоверения или выдаче взамен утерянного (похищенного) во вновь выдаваемом водительском удостоверении в графе «Особые отметки» проставляются серия, номер и дата выдачи прежнего водительского удостоверения.

35. Выдача водительского удостоверения и талона к нему заверяется подписью руководителя РЭП и печатью в талоне к водительскому удостоверению и свидетельстве о прохождении обучения.

36. В случае утери (хищения) водительского удостоверения в выдаваемом временном разрешении вместо серии и номера вносится запись: «Взамен утерянного».

37. Найденные водительские удостоверения и талоны к ним, вместо которых владельцам выданы дубликаты, а также водительские удостоверения и талоны к ним, взамен которых владельцам выданы другие водительские удостоверения, считаются недействительными и уничтожаются РЭП.

38. Талоны к водительским удостоверениям лицам, ранее их не имевшим, выдаются без сдачи экзаменов.

39. При выдаче нового талона к водительскому удостоверению, в том числе взамен утерянного (похищенного), в него переносятся сведения о ранее совершенных нарушениях ПДД, за повторное совершение которых в течение года предусмотрена административная ответственность.

40. Бланки водительских удостоверений и талонов к ним, временных разрешений испорченные при заполнении, водительские удостоверения и талоны к ним владельцев, отстраненных от управления транспортными средствами по заключению медицинской водительской комиссии организации здравоохранения или медико-реабилитационной экспертной комиссии, а также невостребованные по истечении двух лет после окончания срока лишения права управления транспортными средствами и после изъятия за нарушения ПДД либо хранящиеся в подразделениях ГАИ по каким-либо другим причинам, уничтожаются в установленном порядке.

41. Материалы, послужившие основанием к выдаче водительских удостоверений и талонов к ним (заявления, старые водительские удостоверения после аннулирования, квитанции, подтверждения о ранее полученных водительских удостоверениях, экзаменационные карточки), подшиваются в порядке возрастания номеров выданных указанных документов в отдельные дела, нумеруются и хранятся в РЭП в течение двух лет.

42. Сроки хранения протоколов экзаменационных комиссий — два года, списков учащихся учебных групп — десять лет, книг выдачи водительских удостоверений и талонов к ним — шестьдесят лет. Место хранения — РЭП.
назад к списку  

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
43. Формы проведения теоретического экзамена:
  • по билетам на бумажном носителе;
  • устный опрос с использованием тестовых заданий;
  • по билетам с использованием автоматизированных систем.
44. Каждый экзаменационный билет должен содержать девять вопросов по ПДД, а один — по другим предметам, предусмотренным программой подготовки водителей механических транспортных средств соответствующей категории. В каждом вопросе должно быть от двух до пяти ответов, один из которых правильный.

Тестовое задание должно состоять из 10 вопросов на бумажном носителе.

45. Экзаменационные билеты и тестовые задания должны отражать специфику подготовки водителей по категориям транспортных средств, соответствовать программам обучения и утверждаться УГАИ МВД.

46. Форма проведения теоретического экзамена определяется председателем экзаменационной комиссии. Лица, сдающие теоретический экзамен, вправе не менее чем за десять дней до начала экзамена ознакомиться с формой его проведения.

47. Время теоретического экзамена, проводимого по билетам, составляет пятнадцать минут. Положительная оценка «сдан» выставляется в том случае, если экзаменуемый допустил не более одного неправильного ответа. Лицам, которые в течение пятнадцати минут не ответили на предложенные вопросы, выставляется оценка «не сдан».

48. Экзамен, проводимый в форме устного опроса с использованием тестовых заданий, назначается на основании мотивированных требований экзаменуемых, а также по решению председателя комиссии.

49. Время теоретического экзамена, проводимого в форме устного опроса с использованием тестовых заданий, составляет 30 минут. Ответы на вопросы даются экзаменуемым в письменной форме и оцениваются в процессе устного собеседования экзаменуемого с членами экзаменационной комиссии.

Оценка «сдан» выставляется в случае, если экзаменуемый правильно и аргументировано ответил как минимум на девять вопросов тестового задания.

50. Перед началом экзамена члены комиссии обязаны проинструктировать экзаменуемого о порядке приема экзамена и предъявляемых требованиях к нему.

Экзаменуемым запрещается:
  • использовать в классе для приема экзаменов книги, записи, мобильные телефоны, пейджеры, электронные записные книжки и другие средства хранения и передачи информации;
  • разговаривать во время проведения экзамена.
Экзаменуемый, нарушающий предъявляемые к нему требования, отстраняется от дальнейшего участия в сдаче экзамена, что является основанием для принятия комиссией решения о том, что экзамен не сдан.

В свою очередь экзаменуемый после окончания экзамена имеет право получить разъяснения по поводу допущенных им ошибок.

51. Результаты теоретического экзамена фиксируются в экзаменационной карточке по теоретическому экзамену согласно приложению 4, оформляются протоколом, который заверяется подписями членов комиссии, и объявляются экзаменуемым не позднее 30 минут после окончания экзамена.
назад к списку  

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
52. Прием практического экзамена осуществляется на транспортном средстве той категории, на которую экзаменуемый желает получить право управления:
  • «А» - на двухколесном мотоцикле без бокового прицепа;
  • «В» — на легковом автомобиле;
  • «С» — на грузовом автомобиле с технически допустимой общей массой не менее 7000 килограммов;
  • «D» — на автобусе, вместимость которого не менее 20 сидячих мест и длина не менее 7 метров, за исключением автобусов длиной менее 7 метров, зарегистрированных в ГАИ в качестве специальных «учебных» до 1 июля 2006 г.;
  • «Е» — на составе транспортных средств с тягачом, относящимся к категории «С», и полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра; для транспортного средства категории «В» — на легковом автомобиле с прицепом, имеющим технически допустимую общую массу более 750 килограммов, категории «D» — на сочлененном автобусе.
53.Транспортное средство, предназначенное для проведения практического экзамена (далее — учебный автомобиль), должно быть оборудовано дополнительными педалями сцепления, тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, а также опознавательными знаками в соответствии с требованиями ПДД.

54. Сдача практического экзамена учебными группами осуществляется на учебном автомобиле учебной организации. В случае необходимости данный учебный автомобиль может быть использован для принятия практического экзамена у экзаменуемых, сдающих его в индивидуальном порядке.

55. Практический экзамен на учебном автомобиле принимается в два этапа — на автодроме (закрытой площадке) и на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения. При совмещенной подготовке на право управления транспортными средствами категорий «В», «С» каждый из этапов практического экзамена принимается на различных транспортных средствах (например, на автодроме — легковой учебный автомобиль, на маршруте — грузовой и наоборот).

Прием практического экзамена после окончания срока лишения права управления транспортным средством у лиц, лишенных права управления транспортными средствами всех категорий за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в таком состоянии, а равно уклонение от прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, осуществляется на транспортном средстве той категории, которым лицо управляло в момент нарушения.

56. Автодром должен иметь следующие обязательные элементы:
  • участок с подъемом (уклон не менее 16 процентов);
  • бокс для постановки транспортного средства на стоянку задним ходом;
  • бокс для постановки транспортного средства на стоянку боковой стороной с применением заднего хода;
  • участок для разворота при ограниченной ширине проезжей части.
57. Размеры элементов для приема практического экзамена на первом этапе определяются с учетом параметров транспортных средств, предназначенных для приема практических экзаменов, согласно приложению 5.

58. Испытательный маршрут должен предусматривать возможность проверки навыков управления транспортными средствами в следующих условиях:
  • проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • выполнение двух левых поворотов или одного разворота на перекрестке;
  • проезд по дороге, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении при их наличии;
  • проезд перекрестка по дороге, пересекаемой главной дорогой;
  • перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы для движения в одном направлении;
  • проезд пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств.
59. Время движения на испытательном маршруте для каждого экзаменуемого должно составлять не менее двадцати минут. Прием экзамена может быть прекращен досрочно в случае получения экзаменуемым оценки «не сдан».

Выбор маршрута движения определяется экзаменатором.

60. Для определения навыков управления транспортными средствами на первом этапе учитывается выполнение экзаменуемым следующих элементов:
  • преодоление подъема (эстакады), остановка автомобиля на подъеме, трогание с места и продолжение движения. Элемент выполняется на транспортном средстве с механической трансмиссией, за исключением транспортных средств категории "D";
  • заезд задним ходом в бокс. Маневр осуществляется задним ходом с поворотом в бокс, расположенный перпендикулярно к направлению движения, за одноразовое включение передачи заднего хода;
  • диагональная парковка (постановка автомобиля боковой стороной в бокс). Маневр осуществляется правой стороной автомобиля задним ходом в бокс, расположенный параллельно направлению движения, за одноразовое включение передачи заднего хода;
  • разворот на участке ограниченных размеров за одноразовое включение задней передачи.
61. Из имеющихся четырех элементов экзаменуемым, сдающим первый этап практического вождения на право управления транспортными средствами, сдается один.

Для каждой учебной группы, вид элемента определяет председатель комиссии. Для лиц, сдающих экзамен не в составе учебной группы, вид элемента определяет председатель комиссии либо экзаменатор.

На выполнение элемента дается две попытки. Не засчитывается выполнение элемента при касании ограничителей, остановке двигателя по вине экзаменуемого, на подъеме — неплавном трогании с места или откате при трогании с места более чем на тридцать сантиметров. В этих случаях практический экзамен продолжается с исходной позиции.

Контроль за выполнением элементов осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств.

62. На втором этапе оценка «сдан» выставляется в случае проезда заданного маршрута без аварийных ситуаций и при условии, что экзаменуемый не набрал более двадцати штрафных баллов.

Типичные ошибки на втором этапе экзамена по практическому вождению разделены на значительные и незначительные. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки экзаменуемому начисляются штрафные баллы: за значительную — пять, за не значительную — два.

63. Перечень типичных значительных ошибок составляют:
  • 1. Непредставление преимущества в движении участникам движения, имеющим такое право;
  • 2. Выезд на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления;
  • 3. Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;
  • 4. Невыполнение требований дорожных знаков или дорожной разметки;
  • 5. Нарушение правил маневрирования;
  • 6. Нарушение правил обгона или встречного разъезда;
  • 7. Превышение более чем на десять километров в час установленной скорости движения;
  • 8. Выезд на перекресток при образовавшемся заторе, который вынудит водителя остановиться;
  • 9. Нарушение правил проезда железнодорожных переездов;
  • 10. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами (в темное время суток).
64. Перечень типичных незначительных ошибок составляют:
  • 1. нарушение правил остановки, в том числе при запрещающем сигнале светофора или регулировщика;
  • 2. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, в том числе неправ ильный выбор дистанции или бокового интервала;
  • 3. Движение без необходимости со слишком малой скоростью, резкое торможение без необходимости предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • 4. Нарушение правил применения аварийной световой сигнализации;
  • 5. Пользование во время движения аппаратом телефонной связи;
  • 6. Нарушение правил пользования ремнем безопасности;
  • 7. Невнимательность при движении (неиспользование зеркал заднего вида);
  • 8. Неуверенное пользование органами управления транспортным средством, повлекшее остановку двигателя;
  • 9. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами (в светлое время суток) и звуковым сигналом.
65. Отказ или невыполнение экзаменуемым какого-либо из элементов первого этапа практического экзамена создание аварийной ситуации на обоих этапах, вызвавшее необходимость вмешательства экзаменатора для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, набор более двадцати штрафных баллов на втором этапе оцениваются оценкой «не сдан».

66. Если экзаменуемый успешно сдал первый этап практического экзамена и не сдал второй этап, то при повторной сдаче практический экзамен начинается со второго этапа. Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение действия положительной оценки по теоретическому экзамену.

В случае сдачи только практического экзамена положительная оценка, полученная на первом этапе, считается действительной в течение трех месяцев.

При проведении второго этапа практического экзамена в экзаменационном транспортном средстве должны находиться экзаменуемый (экзаменуемые) и экзаменатор. Допускается присутствие собственника транспортного средства либо его представителя при условии нахождения его на сидении, с которого не осуществляется доступ к дублирующим органам управления.

67. Результаты практического экзамена заносятся в экзаменационную карточку по вождению транспортного средства согласно приложению 6 и оформляются протоколом, который заверяется подписями членов комиссии и сотрудника, принимавшего экзамен. Результаты экзамена объявляются экзаменуемым не позднее 30 минут после окончания сдачи.

68. Проверка навыков управления мотоциклом осуществляется на специальной площадке, примерная схема которой приведена в приложении 7.

69. Экзаменуемый должен выполнить следующие элементы:
  • движение по прямой с переключением передач с низших на высшие и наоборот;
  • управление на минимальной скорости, не опуская ног с подножки («колейная доска»);
  • выполнение поворотов и разворотов малого радиуса (габаритный «круг», «змейка», «восьмерка»).
70. Практический экзамен прекращается с оценкой «не сдан », если экзаменуемый не выполнил элементы «колейная доска» или «восьмерка», а также допустил две ошибки из нижеперечисленных:
  • заглушил двигатель при трогании с места;
  • при остановке с работающим двигателем не смог выключить передачу.
71. Результаты практического экзамена заносятся в экзаменационную карточку по вождению мотоцикла согласно приложению 8.

72. Экзаменатору запрещается во время приема экзаменов подавать команды, выполнение которых может привести к нарушению ПДД.

73. Проверка соблюдения методики приема практического экзамена на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения осуществляется сотрудниками УГАИ МВД, УГАИ ГУВД Мингорисполкома, УГАИ УВД облисполкомов, в обязанности которых входит контроль за деятельностью РЭП, имеющими водительские удостоверения соответствующих категорий и стаж управления транспортным средством не менее трех лет.
назад к списку


Пожалуйста присылайте нам информацию об экзаменах в ГАИ, которая поможет будущим автолюбителям, и она появится на нашем сайте