Строгость и принципиальность — главное при обучении вождению, ведь от этого в будущем зависит безопасность водителя. Только вот строгость или все-таки экономика стоит за направлением курсантов автошкол на пересдачи? Мы взглянули на ситуацию изнутри.

«На внутреннем экзамене начались необъяснимые вещи»

Екатерина (курсант автошколы): «Получить водительское удостоверение было моей мечтой с детства. Когда появилась возможность пройти курс обучения вождению, стала подбирать автошколу с высоким рейтингом. На просторах Интернета достаточно различных ресурсов, где курсанты автошкол оставляют свои комментарии и ощущения от пройденных курсов.

Начитавшись и тщательно подумав, я остановилась на автошколе «Дорожная азбука». Как и положено, процесс обучения начался с заключения письменного договора и внесения платы. Описывать сам процесс смысла особого нет: учебный класс, теория, ПДД, вождение — все как обычно. Но вот когда очередь дошла до сдачи внутреннего экзамена по вождению в автошколе, то начались необъяснимые для меня вещи.

При сдаче вождения посадили на автомобиль, на котором я не обучалась, что противоречит установленным требованиям, так еще и постоянно «заворачивали» на пересдачу. Придирки, как я считаю, были не обоснованы.

СТБ, требования к проведению экзаменов в учебных организациях

Постоянные пересдачи экзамена по вождению влекли за собой дополнительные платежи в кассу автошколы. Я была не единственной, кто высказывал недовольство по поводу постоянного «вытягивания» денег с курсантов этими пересдачами. 170 рублей за пять дополнительных занятий и пересдачу плюс 250 рублей за продление договора — тот еще удар по карману на сегодня. А если таких как я набрать побольше, то получается неплохой источник дополнительных доходов.

Направила обращение по поводу предоставления видеозаписи с видеорегистратора, чтобы изучить со специалистом обоснованность направления меня на пересдачу вождения, но мне ответили: «Запись не предоставим, приходите и мы вам все покажем».

Мне не нужно изучать предполагаемые ошибки с сотрудником автошколы, мне нужен взгляд независимого специалиста. В жалобе в адрес автошколы попросила аннулировать последние попытки экзамена по вождению, но мне в этом отказали. Тогда я стала изучать возможность перевестись в другую автошколу, потому что бесконечно платить в чей-то карман с перспективой постоянных пересдач я не могу. Теперь не знаю, как поступить, но выход же должен быть».

«Ехал с неуверенной скоростью»

Хорошая автошкола или нет? Вопрос может быть настолько субъективным со стороны пересдающих экзамены, что для формирования некого иного мнения возникла необходимость пообщаться и с другими курсантами автошколы. Вот такой отзыв мы нашли на одном из сайтов.

Дарья: «Как я и писала в комментарии, я считаю, что все упирается в деньги. Постоянные пересдачи, которые стоят совсем недешево, заставляют задуматься. Зачеты это ладно, там теория, которую я сдала. Но вождение я сдавала три раза! «Валили», как я считаю, многих, а мне вообще сказали, что я создала аварийную ситуацию, когда за мной скопилась вереница автомобилей, когда я должна была выполнить разворот. Хотя что тут аварийного, если говорить о ПДД?

Второй курсант автошколы, который сдавал экзамен, не сдал, потому что ехал с неуверенной скоростью, как выразился инструктор. Но что такое «неуверенная скорость» и по каким критериям это определить, нам не сказали. В общем, мнение мое в итоге такое: деньги превыше всего. Мой же комментарий на сайте автошколы по какой-то причине не опубликовали».

Дмитрий: «Я проходил обучение по режиму «премиум», что стоит дороже, но там есть свои бонусы. По поводу того, что учишься на одном автомобиле, а внутренний экзамен сдаешь на другом, — такое имеет место быть, но не всегда. Я тоже обучался на одном авто, а вождение сдавал на другом, но тем не менее все сдал с первого раза, другим же везло меньше, как я видел.

Жалобы со стороны курсантов нашей группы по поводу регулярных пересдач и платы за них были. Три раза не сдал — значит, нужно продлевать договор, проходить дополнительные занятия и снова на экзамен, за что платить нужно более 200 рублей. Кому же нравиться переплачивать?

При сдаче экзамена в ГАИ около трех человек из нашей группы (нашей автошколы) не сдали теорию с первого раза. Вождение с первого раза вообще сдало человека три из всей группы, по моим наблюдениям».

«Скрывать нам нечего»

Претензии курсантов редакция Автобизнеса обсудила с директором автошколы «Дорожная азбука» Ольгой Кузьминой:

«Если кто-то не сдает внутренний экзамен по вождению, то тут нужно понимать, что все фиксируется видеорегистратором и все ошибки можно просмотреть со специалистом. Можем показать все и вам по конкретным случаям, скрывать нам нечего.

Если говорить про курсанта автошколы Екатерину, которая обратилась в вашу редакцию, то я сразу скажу, что она еще в начале обучения стала писать на разных ресурсах негативные отзывы. Говоря о статистике «сдал/не сдал в ГАИ», то уже много лет 98-100% курсантов нашей автошколы сдают теорию с первого раза, а практику — 80% и выше, с первого раза я имею ввиду.

Однозначно, мы входим в число лучших автошкол — у нас строгий порядок, а отсюда и высокий процент сдачи экзаменов в ГАИ. В нормативной документации все четко регламентировано, и мы осуществляем процесс обучения в строгом соответствии с СТБ. Мы ничего не придумываем, все по правилам, которые должны соблюдать и курсанты автошкол, и мастера, обучающие вождению, вплоть до того, когда и какие фразы инструктор должен говорить при обнаружении ошибок.

Вернемся к Екатерине. После ее негативных отзывов в Интернете я сама спросила у нее, что ее не устраивает, а она говорит, что все нормально, все хорошо. Мы в устной форме предложили ей расторгнуть договор, если есть претензии к автошколе, но она отказалась и пошла в учебный класс. После этого отзыв был изменен, и он стал отражать реальное положение вещей, как я считаю, без негатива. Конечно же, все бывает, и конфликты, и непонимание между инструкторами и курсантами, но мы стараемся возникающие вопросы решать конструктивно, без «выливания» ситуации в Сеть.

Все жалобы проверяются компетентными органами, и никаких нарушений со стороны автошколы не найдено, просто некоторые любят заниматься «потребительским экстремизмом», как я считаю. Что тут поделаешь, это тоже определенный элемент нашей работы. Нас проверяют с периодичностью один раз в год, это называется сертификационная проверка. Есть еще и инспекционные проверки. Мы каждый раз все их проходим успешно, к нам нет никаких претензий».

Наш вердикт

Любой опытный водитель скажет, что после автошколы именно качество обучения влияет на уверенное ощущение водителя в дорожном движении, хотя многое приходит только с опытом. Чем строже процесс обучения, тем лучше, поскольку речь идет о жизни и здоровье участников дорожного движения, чем никак нельзя пренебрегать.

Ответ на вопрос «кто виноват в неудачах?» стоит поискать в договоре, который полностью редко кто читает.

«п.26. Стороны соглашаются с тем, что результаты сдачи экзаменов в учебной организации и экзаменов в ГАИ являются показателем индивидуальной способности Учащегося эффективно усваивать и применять Программу обучения, предоставленную Исполнителем и, как следствие этого, не могут гарантироваться Исполнителем».          

Простым языком: несдача экзамена означает, что это курсанты автошколы плохо усваивают материал в силу своей индивидуальной способности к обучению, а не автошкола плохо их обучает, поэтому успех гарантировать автошкола и не может. С чем курсанты и соглашаются, ставя свою подпись.