На днях заместитель главы Администрации Президента РБ Ольга Чуприс сообщила о том, что балльная система, разработанная и предложенная отечественной Госавтоинспекцией, не нашла поддержки при общественном обсуждении. От такой системы было решено отказаться.

Что это было? Мы решили разобраться. На правовом форуме разгорелись «горячие» дискуссии про балльную систему. Что понравилось, а что нет в предложенном ГАИ принципе начисления баллов? Ведь сама Госавтоинспекция ссылалась на опыт развитых стран, где подобная система успешно работает и приносит результат в виде снижения аварийности и травматизма на дорогах.

Редакция Автобизнеса «прошерстила» правовой форум, где обсуждался законопроект, — и вот какие мнения высказывали люди.

«Необходимо четко прописать для сотрудников ГАИ, когда и за что останавливать»

Павел Колесников: «Изучил новый проект КоАП. В том, что касается новой балльной системы, все верно. Давно надо было уже вести что-то подобное, чтобы дисциплинироват­ь водителей, которые грубо нарушают ПДД».

Леонид Д.: «Начисление баллов — мера профилактическа­я, а вот наказание в виде лишения на 6 месяцев — мера карательная. Опытный водитель с 30-летним стажем, чья профессия связана с управлением автомобилем каждый день, проезжает около 500 километров. Он может набрать 10 баллов не потому, что является нарушителем, а потому, что где-то стерлась разметка, забыли правильно установить нужный знак, аварийный участок дороги, где в месяц случаются десятки мелких ДТП, который не пожелали сделать безаварийным, тот же дорожный сбор и т.д. Результат — водитель лишится работы, семья — кормильца… Не похоже это на профилактику и воспитание водителей».

Татьяна (юрист): «Езжу 11 лет без проблем, а балльная система — это игра в одни ворота».

Оксана: «Я всегда считала и считаю, что балльная система — необходимость для Беларуси в условиях стремительно растущего количества автомобилей, наличия огромного количества водителей. Нам нужен некий сдерживающий механизм для водителей, нарушающих ПДД».

Валентин: «Штрафные баллы давно пора было реализовать! А еще хорошо, что за минимальное превышение скорости до 10 км/ч и за парковку баллы начисляться не будут. Справедливее начислять баллы за парковку, а не за дорожный побор (дорожный сбор. — Прим. ред.), так как неправильная парковка влияет на безопасность движения, а неуплаченный побор — нет. Но, видимо, те, кто вносил изменения в КоАП, руководствовали­сь другими принципами. И почему нет тогда штрафных баллов для самокатчиков, велосипедистов и всякого рода электротранспор­та? Им все дозволено? Необходимо ужесточить ответственность для данных категорий граждан. Может, введем штрафные баллы для пешеходов? Нужно же, чтобы все находились в равных условиях, а тут прослеживается явная дискриминация водителей транспортных средств».

Матвей: «Все правильно, за каждое нарушение — по одному наказанию, а за пакет нарушений — бонусы в виде баллов. А вообще бред бредом эта система. Есть то, чего делать нельзя в принципе, типа как езда по «встречке» или садиться пьяным за руль — за это действительно нужно лишать «прав». А за остальное-то зачем? Это не так критично для безопасности, но хорошая статья доходов для бюджета. Тем более штрафы у нас очень высокие по сравнению с Россией, так что «бедным» белорусам и так нарушать не сладко. Надо мне жену в роддом отвезти, я спокойно тапку в пол — и потом государству денежку. А так переживай с этими баллами… Гадос­ть, в общем. Я против».

Владимир: «Безопасность дорожного движения зависит от знания ПДД, их соблюдения, навыков вождения, физического состояния водителя, технического состояния автомобиля, содержания дорог и улиц в безопасном состоянии и оснащения их техническими средствами организации дорожного движения. Не могут огромные штрафы и лишение водительских «прав» на 6 месяцев за 10 баллов обеспечить безопасность, нужен комплексный подход. Кому-то подучить ПДД, взять уроки дополнительного вождения, «отвязать» техосмотр от дорожного сбора, направить работу ГАИ в сторону контроля за содержанием дорог и улиц и оснащением их техническими средствами организации дорожного движения».

Дмитрий: «С вводом балльной системы необходимо четко прописать для сотрудников ГАИ, когда и за что останавливать. С нынешним «просто так, для проверки документов» будут злоупотреблять своим положением. Я не против балльной системы, но нет необходимости выдумывать велосипед. Перенять бы лучше опыт соседей в части остановки транспорта только после фиксации нарушения».

Александр: «Я категорически против применения балльной системы административны­­­­х правонарушений за нарушения ПДД, поэтому ст.19.17 (18.18) необходимо исключить. Проект провоцирует должностных лиц и граждан на противоправные действия во избежание начисления так называемых баллов, а кроме того, это возврат в СССР, где такое уже проходили».

Br 42: «Начисление баллов за нарушения, зафиксированные камерами, соберет в ГАИ очереди для «переписывания» постановлений, чтобы собственник не получал баллы. Немало случаев, когда собственник вообще не знает, кто ездит на его транспортном средстве. Такой собственник может быть лишен права управления за действия посторонних лиц. Всем будет проще, если за нарушения, зафиксированные камерами, баллы начисляться не будут».

Владислав: «Поддерживаю новые изменения в кодексе, но введение балльной системы — нет. Для водителей транспортных средств у нас и так ответственности предостаточно, никакой балльной системы дополнительно нам не нужно».

Валентин Архипов: «Совершение физическим лицом административны­х правонарушений, повлекшее суммарное начисление 10 и более штрафных баллов в течение одного года, — влечет лишение права управления транспортными средствами на 6 месяцев. Давно надо было ввести такую норму. Это уберет с дорог систематических нарушителей и повысит безопасность на дорогах».

Сергей: «Изменения в кодексе и введение балльной системы полностью поддерживаю, в особенности об ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения».

Денис (юрист): «По своей сути штрафные баллы заменяют понятие «повторности» при совершении административны­х правонарушений. Исходя из того, что начисление лицу определенного количества баллов за административны­е правонарушения, за которые он уже был подвержен административно­му взысканию, может повлечь для него опять же привлечение к административно­й ответственности­, полагаю, что это противоречит принципу справедливости и самому смыслу профилактически­х мер, которые должны применяться вместо административно­го взыскания, а не совместно с ним. Поэтому полагаю, что штрафные баллы необходимо включить в главу 6 «Понятие и виды административны­х взысканий» проекта КоАП, так как, по сути, они и являются таковыми в качестве дополнительного взыскания за совершение физическим лицом административны­х правонарушений, связанных с управлением транспортным средством».

Евгений: «Если человека раз предупредили, другой, дали штраф минимальный несколько раз, а до него все не доходит, нужны более суровые меры. Так что все отлично и разумно тут прописано».

Людмила: «Если гражданин, допустим Василий, нарушил 10 раз и заплатил 10 базовых величин штрафа и получил 10 баллов, то его лишают права управления ТС на 6 месяцев, следовательно, применяют к нему второй раз наказание за нарушение, что несправедливо. В данном случае правильным будет вернуть гражданину Василию ранее уплаченные 10 базовых величин штрафов, так как он понесет наказание в виде лишения права управления ТС на 6 месяцев. Балльная система, которую предлагают разработчики документа, повлечет за собой очередной виток коррупции, что недопустимо ввиду того, что правительство страны постоянно рапортует о борьбе с коррупцией».

Сергей Васильевич: «В таком виде, как предлагается, балльная система действительно неэффективна и не нужна. Она должна нести воспитательную и профилактическу­ю функцию. Не факт, что водитель, часто нарушающий скоростной режим, например, так же часто паркуется в неположенном месте, или наоборот. Поэтому однотипные нарушения ПДД должны быть в одном порядке накопления баллов, например, до 5 баллов в год по каждому пункту ПДД, а потом лишение на 1-2-3-6 месяцев. Баллы за нарушения ПДД по разным статьям НЕ должны суммироваться. Тогда это будет действительно профилактика нарушений ПДД!»

Оксана: «Ужесточать, увеличивать, воспитывать… Вам мало «жестокости» в белорусском ПИКоАП и УПК? Еще и в Административном кодексе хотите?»

Юрий: «Для «грубо нарушающих» точно не сработает! А вот для «систематически нарушающих» — возможно… Хотелось бы только более четкие формулировки критериев оценки тяжести нарушения в кодексе, чтобы исключить субъективное толкование сотрудниками ГАИ».

Ирина: «Считаю, что новая редакция кодекса в части правонарушений, связанных с дорожным движением, взбодрит водителей, а введение балльной системы простимулирует участников соблюдать ПДД».

Наталья: «С изменениями согласна. Если водитель не нарушает, то он и знать про баллы не будет, «злостникам» придется выучить всю систему баллов. Пьяным тоже не место на дорогах, все верно с ужесточением наказания за «пьяную» езду».

Влад: «Я не нарушаю, но я против балльной системы, так как она породит коррупцию, которой и так предостаточно. Если и вводить баллы, то только за серьезные нарушения. Что касается дорожного побора (сбора. — Прим. ред.), то в Германии на мой автомобиль он составит 36 евро, в России (Москва) — 4750 рублей, а у нас 204 рубля (около 60 и 75 евро соответственно. — Прим. ред.). Где справедливость? Ездишь по деревне, а платишь больше, чем в Москве, еще и баллы вам вводить приспичило».

Lyuda Dubovskaja: «Изменения в КоАП по привлечению к ответственности по совокупности административны­х правонарушений (по Правилам дорожного движения), повлекших начисление 10 и более баллов, поддерживаю. Данные изменения дадут возможность дисциплинироват­ь водителей, осмыслить личную ответственность за совершенное правонарушение, что приведет к уменьшению нарушений ПДД».

Ирэн Закирова: «Любые изменения, даже самые неудобные на первый взгляд, могут принести свои положительные плоды. Конечно, будет сложно сначала, но потом привыкнут все. Как говорится, «совершенства не бывает, но мы к нему стремимся».

Денис Страпко: «Мне кажется, это отличная система (балльная). Особенно для белорусов, которые привыкли не придерживаться правил и законов по своему усмотрению».

Сергей В.: «Конечно-конечно­, надо все ужесточить, усложнить… А потом удивляемся: почему же молодежь уезжает из нашей «прекрасной» страны, почему бизнес не идет в Беларусь? И самое интересное, что дети чиновников и наших «контролеров» практически все (за незначительным исключением) давно уже учатся, работают и живут за границей».

Юра: «Изменения должны быть. Рано или поздно любой правовой акт перестает быть актуальным. Балльная система показала на примере других стран, что она работает. Так почему бы ее не применить в Беларуси?»

Трофим: «К сожалению, основным мотивирующим фактором к исполнению законодательств­а является страх наступления негативных последствий».

Валентин: «Подавляющее большинство комментаторов — это сотрудники ГАИ, которым выгодно данное бездарное изменение в КоАП. Адекватный человек не выскажется за изменение, так как в нем предлагают начислять штрафные баллы за деяния, никак не связанные с безопасностью движения. Такую картину накручивания голосов уже наблюдали при обсуждении изменений в ПДД».

Олег: «Давайте начнем с того, что система «общественного обсуждения» в том виде, в котором мы ее имеем, неэффективна и никак не отображает реального общественного мнения. Никакой популяризации балльной системы в СМИ, никаких призывов принять участие. В новостях напишут: «вынесено на общественное обсуждение­» — и даже ссылки нет! Такое ощущение, что этот проект нужен только для того, чтобы потом написать о всеобщем одобрении».

Leonov: «Однозначно, ужесточение мер — единственный способ задуматься некоторым водителям. Я уверен, что ужесточение коснется только неадекватных водителей, а законопослушны­м переживать нечего. Ужесточение порядка на дорогах приведет не только к повышенному интересу граждан соблюдать установленные государством правила, но и в целом повысит культуру нации. Система штрафных баллов скорее будет действовать как постоянное напоминание водителям о том, что они рискуют потерять «права», и тем самым система будет играть важную роль в общей стратегии правоприменения и интересах соблюдения правил, установленных государством».

Валерия: «Вполне хорошие и целесообразные изменения в действующий Кодекс об административны­х правонарушениях­, особенно в части введения балльной системы за нарушения Правил дорожного движения, которая заставит водителей повысить свою дисциплину и ответственность на дорогах и более серьезно относиться к соблюдению установленных правил, что позволит усмирить систематических нарушителей, а строгость наказания заставит задуматься о последствиях того или иного нарушения. А самым главным образом изменения направлены на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения и безопасности дорожного движения в целом».

Valik: «Этих баллов боятся только те, кто постоянно нарушает. У кого документы в порядке и кто не «летает», тот даже не заметит введения балльной системы!»

Алена: «Система баллов обкатана в других странах. Принятие ее в РБ — вопрос времени. Поэтому дисциплинироват­ь водителей — лихачей и пьяниц можно только ужесточением санкционных норм в статьях. Поэтому однозначно только ужесточение и баллы».

Сеня Саркасян: «Балльная система сегодня один из эффективных методов влияния на недисциплинирован­ных водителей. Каждый должен отвечать за свои поступки самостоятельно».

Алексей: «Штрафные баллы — тоже хорошее изменение. Во-первых, будет лишний повод задуматься о нарушениях (может, даже открыть и внимательнее почитать ПДД). Во-вторых, позволит отсеивать систематических нарушителей. Те, кто не согласен с введением балльной системы и ссылается на то, что это двойное привлечение к ответственности за одно и то же нарушение, почитайте внимательнее статьи 1.4, 4.1, 5.1 и 6.1. Там разъяснено, какая есть административна­я ответственность­, что такое профилактически­е меры и административны­е взыскания. Соблюдающим ПДД бояться будет нечего».

Наш вердикт

После прочтения всех страниц правового форума, на котором обсуждались изменения в КоАП, вот какие напрашиваются выводы.

Во-первых, показалось странным, что правовой форум Беларуси был анонсирован единственной площадкой для обсуждения. При этом немало людей там высказалось за изменения, в том числе за введение балльной системы как стимулирующей меры для злостных нарушителей. 

Во-вторых, еще более непонятным решение об отмене балльной системы кажется из-за того, что Госавтоинспекция на протяжении нескольких лет активно “рекламировала” в СМИ опыт зарубежных стран, где эта система позволила значительно снизить количество нарушений на дорогах. Тем самым, казалось бы, подготавливая общественность к планируемым изменениям и наверняка затратив на это немало административных ресурсов.

Наши читатели, обсуждая новость о невведении балльной системы, предположили, что причиной  стало вовсе не “мнение общественности”, а грядущие в стране политические события. Зачем лишний раз поднимать градус напряжения? 

Но если при разработке нового КоАП действительно сыграло роль общественное мнение — это хорошая тенденция.